Что такое грузовик Колхида?

Колхида – это название восточного закавказского побережья Черного моря. По крайней мере, такое название ему в свое время дали греки. Но в Советском союзе так называли еще и разновидность грузовика, который все, кому удалось на нем поездить, сегодня вспоминают с иронией и улыбкой. На самом же деле эта уникальная модель тягача называлась КАЗ 606. В свое время именно этот грузовик стал началом производства бескапотных советских грузовых автомобилей.

Немного истории

На самом деле, первым бескапотным грузовиком в советское время был не МАЗ-500, как многие думают. Это была Колхида или КАЗ-606, который выпускался на грузинском заводе в Кутаиси. Водители нередко шутили, что уже с конвейера Колхида отправлялась на буксире, и называли ее подгорным тягачом. Следует отметить, что КАЗ 606 являлся далеко не самой качественной разработкой советской автомобильной промышленности. Это, впрочем, никак не умаляет его значимости для отрасли автомобилестроения. КАЗ 606 был личной разработкой местных инженеров, которые ранее занимались только производством самосвалов ЗИЛ моделей 164 и 150.

За основу грузовика Колхиды был взят самосвал ЗИЛ-164. Практически все агрегаты и узлы перешли к модели собственной разработки грузинских инженеров. Главным образом была изменена компоновка грузового автомобиля. Главным изменением была установка кабины над силовым агрегатом. К слову, именно КАЗ 606 получил первую в советское время кабину со спальником. Скорее всего, инженеры скопировали дизайн Skoda 706RT.

Единственный минус Колхиды заключался в том, что кабина не опрокидывалась, и доступ к мотору осуществлялся из внутренней ее части. С этим было связано немало неприятностей и проблем. Обслуживать КАЗ было крайне неудобно. К тому же в кабину все время попадали выхлопы через недостаточно плотные кожухи с зазорами. Через несколько лет после выпуска первой модели кабина была модернизирована, в итоге она стала откидной.

Использование грузовых автомобилей Колхиды

В самом начале планировалось, что автомобиль КАЗ-606 будет производиться в двух вариациях – в качестве бортового грузовика и седельного тягача. Вот только грузовики бортового типа в советские времена уже выпускали некоторые предприятия. Поэтому было принято решение выпускать только седельные тягачи.

По поводу двигателя нужно сказать, что машина получила его в качестве наследства от ЗИЛ. Здесь использовался 6-цилиндровый 5,5-литровый рядный бензиновый мотор ЗИЛ-157, мощность которого составляла 110 лошадиных сил. Для рассматриваемого седельного тягача, к сожалению, аэродинамика была не самой лучшей. Такой силовой агрегат был откровенно слабым. Машина при идеальных условиях едва разгонялась до 55 километров в час. Другим слабым местом Колхиды считался расход топлива. На сотню километров пути машина съедала практически пятьдесят литров. С учетом того условия, что бак был объемом в 210 литров, грузовик приходилось слишком часто заправлять.